Лучшую студенческую разработку беспилотного автомобиля выбрали на «РобоКроссе-2017»
7 июля 2017
Соревнования состоялись в рамках программы «Робототехника»
Команда CVLRobotics Московского политехнического университета стала абсолютным победителем среди студенческих команд в направлении «РобоКросс - транспортные средства». Работу системы беспилотного управления участники представили на основе автомобиля Kia Ceed на состязаниях автомобилей-роботов. Соревнования автоматизированных транспортных средств состоялись в четверг в Нижнем Новгороде на испытательном полигоне Горьковского автозавода в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», реализуемой Фондом «Вольное Дело» при поддержке «Группы ГАЗ».
На испытательном полигоне не совсем привычная картина - среди выстроенных трасс и разных автомобилей, в том числе самодельных, палатки и десятки компьютеров. Почти неделю участники в буквальном смысле жили здесь и совершенствовали свои разработки перед финалом. И это при том, что за эти дни в Нижнем Новгороде выпало на 20% больше месячной нормы осадков. Организаторы даже рады такой непогоде, ведь это усложнило задачу для всех участников - автомобили с беспилотной системой управления должны уметь «выезжать» из любых дорожных и погодных условий.
««РобоКросс» - это студенческое образовательное мероприятие, ориентированное на формирование сообщества разработчиков, которые в перспективе сформируют тот рынок инженеров, которые смогут дальше создавать отечественные проекты. Студенческие команды пытаются реализовать на своих транспортных средствах весь спектр систем ADAS (Advanced driver assistance systems - современные системы содействия водителю - прим. ТАСС). Одна из нерешенных технологических задач для этих систем - управление автомобилем в экстремальных погодных условиях. Сегодня как раз условия соответствуют этому технологическому барьеру», - рассказал журналистам руководитель программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» Максим Петров.
По оценке членов жюри, лучше всего в направлении «Транспортные средства» себя показала разработка команды CVLRobotics Московского политехнического университета. С первого взгляда обычная машина Kia Ceed, но внутри все по-другому: провода, дополнительные рычаги на руле и полный багажник электроники. И ехать по трассе машина может без водителя, ею управляют дистанционно.
«Основное управление осуществляется пятью актуаторами (приводами - прим. ТАСС), отвечающими за педали тормоза, сцепления и газа, а также за коробку передач в двух направлениях - продольном и поперечном. Изначально мы хотели подключиться к основному электроусилителю руля, но у нас не было времени и протоколов, поэтому мы просто поставили электромотор на рулевую рейку. Автомобиль может ездить автономно, абсолютно без управления, основываясь на данных датчиков, мы можем построить траекторию движения», - рассказал в интервью ТАСС оператор автомобиля, капитан команды CVLRobotics Даниил Алдохин.
Лучшие среди разработчиков
Лучшей командой среди разработчиков и коммерческих организаций стала команда ФГУП «НАМИ». Они также представили беспилотный автомобиль – «Ладу Калину», оборудованную системами управления. На борту установлен электронный блок управления, который делает все те же операции для управления автомобилем, что и обычный водитель. Этот блок, собирая информацию со всех датчиков, принимает решение, как двигаться дальше.
«Он получает информацию с видеокамер, радаров, обрабатывает и принимает решение о том, куда двигаться, какой маршрут движения проложить, как объехать других участников движения, распознать светофор, остановиться, определить стоп-линию, как соблюдать дорожные знаки, перестраиваться из одного ряда в другой. Это и есть особенности беспилотного автомобиля. Технологии достигли такого уровня, что могут полностью брать управление на себя, благодаря системе технического зрения, которое состоит из камер, радаров, которые смотрят вокруг автомобиля во все 360 градусов», - рассказал журналистам директор центра информационно-интеллектуальной системы ФГУП «НАМИ» Денис Едачев.
По его словам, этой беспилотной системе не страшны никакие погодные катаклизмы. «Есть защищенные микросхемы и корпуса, все это заливается специальными составами. Микросхемы могут работать в различных климатических условиях от минус 40-50 градусов до плюс 150 градусов», - добавил Ендачев.
«За волю к победе»
Отдельную номинацию «За волю к победе» присудили команде НГТУ им. Алексеева. Свою разработку они представили не на легковой машине, а на грузовике нижегородского производства - на «Газели». Правда, выйти на старт сразу не удалось «по техническим причинам», поэтому дорабатывать систему пришлось прямо на полигоне. И это еще пока не полностью беспилотная система управления.
«Это «Газель-бизнес», базовая версия, и в этом году мы решили уделить внимание автоматизации ручного управления. С помощью проводов управляем педалями и рулем. Наша машина катается с использованием человека, но непосредственно не нажимая на педали, не вращая рулем, а с использованием систем управления. То есть, у нас подключен джойстик к компьютеру, и с него управляющий сигнал посылается на драйвер управления шаговыми двигателями, с помощью них уже вращаем руль», - рассказал журналистам , член команды разработчиков, ассистент кафедры автоматизации и машиностроения НГТУ им. Алексеева Александр Зуев.
Зачем нужен «РобоКросс»
«РобоКросс» - соревнования мобильных систем транспортировки и мониторинга, использующих современные космические технологии. Проводятся в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Проходят в России с 2010 года.
«Группа ГАЗ» - крупнейший автомобилестроительный холдинг России, создан в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто». Он объединяет 13 предприятий, производящих легкие коммерческие, среднетоннажные, большегрузные автомобили, автобусы, силовые агрегаты и автокомпоненты. Основной акционер - ООО «Русские машины» (65,56% акций), входящее в «Базэл» Олега Дерипаски.
ТАСС, 07.07.2017