«Современник» отметил 65-й день рождения премьерой «Театра» Сомерсета Моэма
21 апреля 2021
Из всех возможных форматов празднования юбилея — актерский капустник, документальный спектакль о великом прошлом, бенефисы корифеев труппы — «Современник» при новом худруке Викторе Рыжакове пошел самым неочевидным: пригласил режиссера Владимира Панкова, вернул на сцену Елену Яковлеву и поставил разом весь мировой репертуар. Панков соединяет самый театральный роман с самыми заинсценированными эпизодами из Чехова, Шекспира, Брехта, Достоевского и иронично обличает искусство в искусственности, пародирует пафос академического театра. Каким «Современник», кстати, никогда не был.
Из романа Сомерсета Моэма — о блистательно играющей на сцене и безбожно заигрывающейся в жизни актрисе Джулии Ламберт (Елена Яковлева), ее молодящемся муже Майкле (Владислав Ветров) и молодом любовнике Томе (Михаил Шамков) — режиссер Панков берет не событийный ряд, а ощущение жизни как последовательности бенефисов. Сыгранные и несыгранные монологи Раневской, Аркадиной, мамаши Кураж вытесняют из жизни Джулии собственные мысли и чувства. Даже в любовных сценах с Томом она пытается вспомнить роль, а не услышать живого человека. Автор инсценировки Светлана Петрийчук перемешивает текст Моэма с «Вишневым садом» Чехова, «Идиотом» Достоевского, финалом «Мамаши Кураж» Брехта так ловко, что не сразу отличишь, где актеры «Современника» играют героев романа, а где герои Моэма играют пьесы мирового репертуара. Но интеллектуальный ребус под силу не каждому театралу: на сцене Джулия в роли Настасьи Филипповны сжигает деньги Рогожина, а в зале слышен вопрос: «Это что, "Три сестры"?».
Руководитель Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков добавляет к актерскому ансамблю «Современника», объединяющему в этом спектакле корифеев труппы и недавних выпускников театральных вузов, музыкантов созданной им студии SoundDrama. Это оркестр без дирижера, который все время находится на сцене и сам становится своего рода дирижером происходящего: добавляет к тексту музыку, подгоняет темпоритм, подтрунивает над артистами.
Пока художник Обрезков миксует наряды эпохи модерн с кабаретными блестками и бродвейскими перьями, режиссер Панков собирает в один клубок чечетку и современную хореографию, балерину и оперную диву, шествие мимов и ходульных циркачей, массовые мюзик-холльные номера и соло на духовых. В жесткой пародии на современный театр — с камерами, живой трансляцией, хип-хоп-хореографией — он ставит сцену спектакля Кости Треплева из «Чайки», в которой Джулия-Аркадина возмущается, почему оркестр на сцене, а не в яме. «Спасибо, что хоть не голые», — отвечает кто-то из ее свиты.
Иронизируя над красивостями классического театра и модными примочками современного, Панков создает буйство театра как такового. Чего стоит одна только финальная сцена — воображаемый триумф Джулии в роли Мамаши Кураж: гигантское красное полотно врывается в левый портал сцены, на длинных шестах в руках артистов трепещут белые чайки, мимы на ходулях бьют в барабаны. Где-то в глубине продолжает лаять лабрадор, которого вывела на сцену балерина с сахарной ватой в руках.
Эффект, произведенный на зал дрессированным псом, был так силен, что затмить его смог только шпагат Елены Яковлевой. Ее Джулия демонстрирует строгой помощнице Эви (Кирилл Мажарров) свою физическую форму, и невозможно поверить, что Яковлева — без пяти лет ровесница «Современника». «Театр» — фееричный бенефис актрисы. Более 20 участников спектакля вращаются вокруг ее Джулии, рукоплещут и буквально носят на руках.
Спектакль похож на многоярусный именинный торт, который позже в фойе театра будет собственноручно резать Виктор Рыжаков, щедро угощая гостей и артистов. Стоит отметить, что к своему юбилею «Современник» подготовил не только торт. В прошлом году, благодаря дружбе Рыжакова с Олегом Дерипаской, у театра появился солидный генеральный партнер — фонд «Вольное дело». Дерипаска верит в способность Рыжакова оживить театральную жизнь не только в Москве, но и в регионах. Поэтому он по-братски подхватил и вверенный Рыжакову театр, который иначе мог и не пережить пандемию. При поддержке фонда у «Современника» появилось высококлассное звуковое и световое оборудование, возможность набрать в труппу молодых артистов, новый сайт и обновленное в европейском стиле фойе. Первое, что теперь видит зритель, попадая в театр, — два черно-белых портрета в полный рост. Основатели и многолетние руководители «Современника» Олег Ефремов и Галина Волчек спокойно и строго присматривают за всем происходящим. Интересно, что они, 65 лет назад открывшие театр негромким «шепот-реализмом» пьесы «Вечно живые» Виктора Розова, сказали бы о балерине с лабрадором?
Lenta.ru, 21.04.2021